
Живя в современном мире, где на первом месте стоит эгоизм, безразличие и презрение к страданиям ближних, а ведущее место занимает принцип «Лишь бы мне было хорошо», где приветствуется не борьба со своими страстями, а их удовлетворение, человек, неизбежно, сталкивается с внутренней пустотой и бессмысленностью своей жизни. Может ли помочь в решении душевных, духовных вопросов современная научная психология? Психология, которая оставив однажды понятия «душа, нравственность», перейдя к изучению психики – набору отдельных свойств, ограничив себя, заблудилась в многообразии психических проблем и потеряла человека? Человек создан на границе двух миров, он является соединяющим звеном между миром духовным и миром вещественным. Он есть не только тело, но и душа (дух). Вся человеческая жизнь строится на законах материальных и духовных. можно назвать три проблемы: первая — это информация и ее влияние, можно назвать три проблемы: первая — это информация и ее влияние, второе — это стремление к удовольствиям, и третья — это стремление к комфорту. Это то, что характеризует так называемое потребительское общество. Три этих фактора сегодня определяют профиль современного общества и нередко — современного молодого человека.второе — это стремление к удовольствиям, и третья — это стремление к комфорту. Это то, что характеризует так называемое потребительское общество. Три этих фактора сегодня определяют профиль современного общества и нередко — современного молодого человека. Живя однобоко, отвергая наличие духовности, человек обрекает себя на страдания, не подозревая, что источником этих страданий является он сам. Светская психология, к сожалению, не способна работать с этим. Православная же психология, в отличие от светской, обладает данными понятиями, и, сталкиваясь с такого рода проблемами, кризисными ситуациями, касающимися именно души человека, является единственным инструментом на сегодняшний день, который позволяет решать такие вопросы. Православная психология – это системная технология, которая открывает возможности преодоления себя, своей греховности, страстности и выводит человека в плоскость, где основными категориями являются понятия «радость, милосердие, сострадание, любовь». Она способствует развитию Личности человека, Личности в христианском понимании, растворяет границы и делает это развитие бесконечным стремясь к совершенству, установленному самим Богом, направляется к очищению и высвобождению образа и подобия Божия в человеке, используя для этого нравственный подход, где эталоном является Иисус Христос. Она есть тем инструментом, который позволяет работать с самыми глубокими проблемами, такими как – поиск смысла жизни, подготовка к физической смерти, уход за тяжелобольными и тому подобными. Она ищет источник проблемы, помогает человеку увидеть себя, стать на путь изменения, тем самым делая ее (проблему) неактуальной. Человек же, решая свои проблемы с ее помощью, возрастает духовно, обретает глубину и объем жизни. Выправляется его состояние и он становится на путь ведущий к Богу. Православная психология образуется на стыке двух сфер – на стыке материальной плоскости и духовной вертикали. Она есть та лестница, по которой человек может подняться от своего падшего состояния к состоянию исцеления души. Также православная психология может быть посредником между светским миром и миром церковным. Она есть тот безопасный мост, по которому будут проходить люди из области мрака, страданий, неведения через пропасти поиска, вопросов, сомнений к Кораблю Спасения, к этому солнечному континенту, который называется Православная Церковь. Православие, объединяясь с психологией открывает бесконечные возможности для помощи людям в нашем духовно-обедненном, духовно-заблудшем мире страстей, греха и похоти. Она помогает человеку не только решать внутренние духовные проблемы и конфликты, не только налаживать взаимоотношения с «внешним миром», но и способствовать нахождению ответа на один из главных вопросов – «В чем смысл моей жизни», обеспечивая надежную поддержку на этом пути. Православная Святоотеческая психология – это настоящая, глубокая наука, которая работает при поддержке Самого Бога. Православный психолог – это тот, кто является Его Со – Трудником, это духовно-развитый, нравственный и воспитанный человек. Тот, кто, помогая другим, помнит, что он делает все перед Лицом Господа. Необходимо возвращаться к христианским истокам и потому православная практическая нравственная психология крайне необходима в наше время.
|